Меню
16+

Еженедельная газета «Маяк»

Омская область/Любинский муниципальный район
10 июля 2020, пт 2020.07.10 02:16:30
16+

МАЯК

МАЯК

30

К Победе - фронтовыми дорогами

Василий Максимович Панов.

Мой дедушка, Панов Василий Максимович, родился в 1908 году в д. Лузино Москаленского района. В 30-е годы со своей семьей поселился в с. Алексеевке Любинского района. 22 июня 1941 года был призван Любинским РВК Омской области на фронт, вернулся лишь в декабре 1945-го.

Целый год после возвращения с фронта он болел, затем, поправившись, стал работать шофером в совхозе «Голубковский» и проработал до выхода на пенсию. О войне дед не любил рассказывать, да и мы, внуки, были тогда еще маленькие. Говорил, что прошел всю Европу и был в Берлине. Отрывочные воспоминания, все его награды, записи наградных листов помогли проследить его боевой путь.
Служил Панов Василий Максимович в звании ефрейтора в должности шофера 594-го армейского зенитного артиллерийского полка 69-ой армии. На своей боевой машине он участвовал в оборонительных сражениях Воронежского и Юго-Западного фронтов на Харьковском направлении, битве под Курском, наступлении Воронежского и Степного фронтов с целью выхода на Днепр, разгроме немцев в Белоруссии, в Люблино-Брестской наступательной операции, разгроме немцев в Польше, участвовал в Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях.
Был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды и еще 13 медалями. Его первая награда — медаль «За боевые заслуги» — получена в июне 1943 года. За что получена, я узнала из наградного листа: «В наступательных боях на Северном Кавказе и Кубани перебрасывал матчасть и боеприпасы в трудных условиях весенней распутицы и болотистой местности, под бомбежкой врага, без единой остановки точно в срок».
А вот выписка из другого наградного листа: «Отличный шофер. За 2,5 года работы на машине не имел ни одной аварии, и машина всегда в полной боевой готовности. В период наступления от р. Турья до р. Висла и от р. Висла до р. Одер своим «Студебеккером» вез на буксире два орудия и в кузове целый взвод и, несмотря на перегруз машины, сэкономил 100 кг горючего. В период наступления от р. Висла до р. Одер вместе с другими шоферами добыли 400 кг трофейного бензина. При поездке в г. Лодзь за трофеями достал 3,5 тонны горючего в полк, чем обеспечил выполнение боевой задачи полком. Достоин правительственной награды — ордена Красной Звезды», — подписано подполковником Фоминым 10.02.1945 г.
И вот последний наградной лист на орден Отечественной войны II степени, который удалось найти: «Товарищ Панов 29.03.1945 г. одной машиной под артобстрелом и бомбежкой с воздуха противником переправил через р. Одер два орудия и боеприпасы. При обеспечении войск на платформе в результате непрерывного артиллерийского обстрела был выведен из строя тягач. Товарищ Панов, пренебрегая опасностью для жизни, тут же его восстановил... Для доставки на батарею горючего, боеприпасов и продовольствия три раза переправлялся через Одер под артиллерийско-минометным обстрелом. В день прорыва обороны 16.04.1945 г. заменил выведенный из строя орудийный номер и в составе расчета сбил один ФВ-190. 30.04.45 г., проявляя находчивость и инициативу, вывел из-под обстрела подбитый немецкий тягач и восстановил его, который в настоящий момент используется в полку, как боевая единица», — подписано подполковником Фоминым и начальником штаба полка майором Сиротенко 10 мая 1945 года.
В 1986 году, уже после смерти дедушки, пришла еще одна награда — Орден Отечественной войны I степени. За какой подвиг — пока неизвестно.
Мой дед был из простой крестьянской семьи, обыкновенный шофер, прошел всю войну и вернулся домой. Воевал как все, не жалея своей жизни. Благодаря усилиям нашего народа — сильного, мужественного и отважного — мы выстояли, мы победили.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.