Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

Омская область/Любинский муниципальный район
29 марта 2024, пт 2024.03.29 12:06:15
16+

МАЯК

МАЯК

221

Чтобы не было больше войны

Мария Петровна Марченко использует в хозяйстве серп, которым в войну запасала сено.

Своими воспоминаниями об испытаниях в годы Великой Отечественной войны поделилась Мария Петровна Марченко (Дьякова) из Красного Яра.

На фото Александр Дьяков. «На память брату Ване от Александра, 22.12.1944 г.».jpg

Мария Петровна после окончания педагогического института, в 1958 году, по направлению приехала в Омскую область. Долгие годы жила и работала в Тюкалинском районе. Уже на пенсии переехала с мужем в Красный Яр, ближе к дочерям, которые трудятся на молкомбинате. У Марии Петровны сейчас четыре внучки, один внук и пятеро правнучек. После смерти мужа в 2004 году живёт одна, но дети и внуки о ней заботятся.
Хотя мне уже много лет — пошёл 84-й год, рука плохо пишет и зрение плохое, не могу молчать о прошлой войне, так как она принесла моей семье много горя. Да я и сама хорошо помню военные годы от начала до конца.
В начале войны жили мы с семьёй в Мордовии, в небольшом посёлке. Мне было девять лет. Я помню крик войны. По улице бегали люди и кричали: «Война! Война!» Радио не было, сообщили нам из райцентра, видимо, с нарочным. Сразу же стали забирать наших мужчин, которые подходили по возрасту. В нашей семье на фронт ушли трое: отец Пётр Артемьевич, 45 лет, старший брат Иван, 21 год, и младший брат Александр, 19 лет. Мы остались вчетвером — мама, я, бабушка и дедушка.
Отец служил в обозе. Прошёл всю войну без ранения, но всё равно был больным — язва желудка. Дошёл до Берлина, вернулся домой с Победой сразу же после войны, в середине мая 1945 года. Мне уже было 13 лет.
Хорошо помню этот день. Я была в лесу, собирала чернику. Слышу, кричат ребятишки: «Маша! Маша! Иди домой скорее, твой отец пришёл с войны!» При встрече радость была неописуемая. Я еле протиснулась к нему, изба была заполнена народом. Но радость была недолгой: отец постоянно болел, операцию не вынес и через пять лет ушёл из жизни в возрасте 55 лет.
Братьев определили в лётную школу. Потом их направили на передовую. Старшего брата через год сильно ранило, и его комиссовали. За десять послевоенных лет он немного оправился от ран, успел завести семью и переехать в Ростов-на-Дону. Там и умер — сказались следы ранения.
Младший брат Александр провоевал почти до конца войны. В документе указано, что он не вернулся из боевого задания 5 января 1945 года. Был лётчиком-истребителем авиаполка, младшим лейтенантом. Не дожил всего четыре месяца до окончания войны. Его косточки где-то сгорели, я думаю, на территории Болгарии, так как оттуда было написано последнее письмо в конце декабря 1944 года.
Есть такая песня: «Стоит над горою Алёша, в Болгарии русский солдат...» Мне так и кажется, что она поётся в честь моего любимого брата и других погибших парней, защищавших свою Родину и европейские страны от фашизма. Брату было всего 23 года.
Тяготы войны я тоже помню, хотя мы не были в оккупации. Сельхозполя опустели. Пахать было не на чем, женщины старики и дети копали вручную лопатами. Лошадей угнали на войну, а быков, видимо, в колхозе не разводили. Посевы давали плохой урожай, его весь сдавали до зёрнышка. Сдавали государству даже колоски.
За работу ничего не получали, кроме трудодней, но они не оплачивались. Хлеб пекли из картофельного жмыха вместе с толчёной травой. А крахмал шёл на кисель и лапшу. Весной собирали замороженную картошку, сушили, толкли и использовали, как муку. Сахара и соли тоже не видели. Соль можно было обменять на базаре на коровье масло. Нельзя было купить никакого материала — донашивали, что было.
В основном, выживали за счёт своего хозяйства — огорода, кое-какой живности. Мы с мамой держали корову. Сено для неё я готовила сама, а мама работала в колхозе. Косить я ещё не умела, а траву жала серпом по кустам. Сушила, приносила домой вязанками, и так за лето для коровы запасала на зиму. Серп у меня хранится до настоящего времени. Я им траву жну и заготавливаю на зиму для кроликов.
Все трудности и горести военных лет не опишешь и не перескажешь. Мы, дети войны, стали закалёнными, как сталь. Всё это отразилось на характере — остались трудолюбивыми, экономными.
В Великой Отечественной погибли миллионы людей. Наверное, не найдётся такой семьи, которая бы не потеряла своих близких и родных людей. Дай бог, чтоб не было больше войны ни в нашей стране, ни в других государствах.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.