Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

15.02.2018 12:37 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 15.02.2018 г.

Сергей Риц: «Приказы не обсуждают, а выполняют»

Автор: Олег Лысаков.

Сергей Риц в составе северо-восточной группировки под командованием генерал-лейтенанта Льва Рохлина участвовал в штурме г. Грозного, который начался ранним утром 31 декабря 1994 года.

Сергей Риц с дочерью Дашей.

С того времени прошло более 20 лет, но события тех дней отчётливо врезались в его память. Сергей даже сегодня помнит номер на фюзеляже истребителя, пронёсшегося в небе над Грозным, может нарисовать на листе бумаге расположение своей части и так далее.

Родом Сергей из п. Урожайного. После окончания школы работал в колхозе. Был призван в Вооруженные силы в январе 1994 года. После трёх месяцев «учебки» в г. Владимире его направили в г. Волгоград, в 20-ю гвардейскую мотострелковую дивизию танкистом-механиком танка Т-72.

- Осенью нас направили в командировку, нужно было сопровождать танки для передачи их на границе Северной Осетии чеченской оппозиции, воевавшей против Дудаева, — вспоминает Сергей. Не успели вернуться из командировки в часть, как через пару месяцев нас отправили штурмовать Грозный. А те танки, которые мы передали, мне довелось увидеть чуть позже.

Штурм столицы Чечни начался утром 31 декабря 1994 года. И уже к вечеру первого января 1995 года северо-восточная группировка заняла оборону в районе горбольницы и консервного завода. Она была единственной, кому удалось закрепиться в Грозном. «Честно говоря, особого сопротивления боевиков не ощущалось. Мы уже заняли почти полгорода, когда поступил приказ перейти в оборону. Кстати, когда ехали по Грозному, я увидел на площади переданные нами два месяца назад танки сгоревшими», — вспоминает собеседник.

За участие в «новогоднем» штурме Грозного Сергей был награждён медалью «За отличие воинской службы» I степени. Вторую награду — медаль «За отвагу» — он получил чуть позже. В районе реки Сунжа десантники и два танка попали в окружение, патроны и снаряды были на исходе. На помощь им были направлены два танка, одним из которых управлял Сергей. Прикрывая бронёй и артиллеристским огнем своих товарищей, они обеспечили им выход из окружения.

- Самое страшное — это не взрывы снарядов, не свиcт пуль, а, как ни странно, тишина. Ожидаешь, что сейчас грянет что-то ужасное. Конечно, страшно, когда гибнут товарищи, — говорит Сергей Риц.

Наш герой получил два ранения. Первый раз отделался небольшими царапинами. В подвале горбольницы, где был организован госпиталь, его «залатал» чеченский врач, и танкист приступил к боевому дежурству. А второе ранение оказалась куда более тяжёлым.

- Прислали нового наводчика и командира танка. Комбат отправил меня провести с ними учебные стрельбы. Только мы выехали из больничного городка, как в танк попал снаряд. Эти два «пассажира», увидев, что танк горит, бросились бежать обратно, ни о чём меня не предупредив, хотя у них была рация. Через некоторое время я всё понял сам. Выбрался из танка, побежал в укрытие, и тут пуля обожгла ногу. Меня спасло то, что я успел нырнуть за груду кирпичей, а иначе снайпер меня бы расстрелял», — рассказывает Сергей.

После того, как снайпера уничтожили, боевые товарищи доставили танкиста в местный госпиталь, где его прооперировали. А с теми, кто его бросил, комбат провёл профилактическую беседу.

Затем наш земляк был отправлен долечиваться в военный госпиталь в Москву. После выписки вскоре демобилизовался.

Сегодня много снято фильмов о событиях того времени, но самый правдоподобный, по мнению Сергея, это «Чистилище».

- Фильм снят очень реалистично, складывается такое ощущение, что оператор с камерой сам принимал участие в боевых действиях, — делится мнением Сергей.

Первое время Сергею тяжело было перестроиться на мирную жизнь, но всё же он смог преодолеть так называемый «чеченский синдром». Построил дом в райцентре, вместе с супругой воспитывает сына и дочь. Занимается ремонтом квартир и другими строительными работами.

За что воевали? Ответа на этот вопрос Сергей до сих пор не знает. «Был приказ, который мы не имели права обсуждать, его нужно было только выполнять», — говорит наш герой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

111