Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

27.04.2017 12:22 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 27.04.2017 г.

«Мы не герои, нет. Судьба такая…»

В.Н. Ерофеев (в центре).

В 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС, в ликвидации последствий которой принимали участие все республики тогда ещё Советского Союза. Были в их числе и любинцы. 

П.А. Копылов.

Сейчас в нашем районе проживают 17 «ликвидаторов», в их числе П.А. Копылов и В.Н. Ерофеев.

157 дней «партизана» — дезактиватора
Именно столько находился в зоне ликвидации катастрофы Павел Анатольевич Копылов. По образованию инженер-электрик, окончил сельскохозяйственный институт в Казахстане, а во время военных сборов получил специальность химика.
- Ночью 7 мая 1986 года позвонили из военкомата и дали 10 минут на сборы, — рассказывает Павел Анатольевич. — В г. Целинограде сформировали часть, погрузили в эшелон людей и технику и отправили на Украину. Вокруг ЧАЭС была создана 30-километровая зона отчуждения, внутри которой находиться было опасно. Население к тому времени уже вывезли, а военные лагеря устраивали за границей 30 километров.
Взвод «партизан» (так называли гражданских на военных сборах) П.А. Копылова направили в зону на очистку домов в населенных пунктах. Авторазливочная станция заправлялась водой с дезраствором, которым поливали стены и крыши домов, а стекающую грязь убирали лопатами в грузовые машины и отвозили в могильник. За 10 дней было очищено более 10 безлюдных деревень.
- Мы работали в костюмах химзащиты. Дозиметры не показывали уровень радиации, лишь после обнаружилось, что они не были заряжены, — продолжает П.А. Копылов. — В дома было строжайше запрещено входить, это считалось мародерством. Скот был уничтожен ранее, птицы улетели, лишь верные аисты жили в гнездах на еще соломенных крышах домов. Потом очищали населенные пункты за зоной 30 км, откуда людей не эвакуировали. Делали ту же работу, только дополнительно снимали грунт глубиной пять сантиметров на 15 метров вокруг каждого дома. Жители с пониманием относились к этим действиям и надеялись, что после такой обработки им позволят остаться в родных местах.
Жили ликвидаторы в палаточном лагере, питались из полевой кухни, где тушенка была основной составляющей всех блюд. Так прошли 157 дней командировки в Чернобыль.
В начале 1990-х годов семья Копыловых переехала из Казахстана в р.п. Любинский. Здесь Павел Анатольевич 20 лет проработал в Любинских РЭС, за добросовестный труд в 2012 году удостоен звания «Почётный энергетик «Омскэнерго».

Это был наш воинский долг
Воинская служба Вадима Николаевича Ерофеева началась в Новосибирском военно-техническом училище. После его окончания офицер Ерофеев служил в Подмосковье, на Дальнем Востоке. Как военный строитель Вадим Николаевич возводил ядерные объекты, поднимая обороноспособность страны. Эти объекты не найдешь на карте. Довелось побывать и в Чернобыле — участвовать в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Из воспоминаний Вадима Николаевича: «В августе 1988 года из Москвы пришла разнарядка о направлении пяти военнослужащих из части, где я служил, на ликвидацию аварии на ЧАЭС. 17 августа прибыли к месту назначения, где я принял вторую роту в/ч 55237. В подразделение вошли водители, «белазисты», которые работали на вывозе радиоактивных отходов из аварийного блока, буровики — всего 120 военнослужащих из разных республик тогда еще СССР. Осуществляли очистку и ремонт кровли четвертого энергоблока. Войсковая часть жила по распорядку и выполняла поставленные задачи по ликвидации последствий аварии. Рабочий день начинался с развода, военнослужащие выезжали по своим местам, каждый знал свою задачу и честно выполнял ее. Это был наш воинский долг. 24 ноября 1988 года меня сменил другой офицер: накопленная доза радиации не позволяла дольше оставаться в зараженной зоне».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26