Меню
16+

Сетевое издание "mayak-gazeta.ru"

18.06.2015 08:49 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 18.06.2015 г.

Голодное детство забыть невозможно

Автор: Оксана Сподаренко.

Немецкие овчарки, ряды колючей проволоки и голод — самые яркие воспоминания Семёна Пантелеевича Долматова о концлагере, в котором он оказался будучи пятилетним ребёнком в августе 1942 года.

Семья Долматовых проживала в Воронежской области. Когда началась Великая Отечественная война, отца Пантелея Петровича призвали в армию. Позже семья получила документ, в котором сообщалось, что отец пропал без вести. Мама, Феврония Фёдоровна, с пятью малолетними детьми на руках осталась одна. В июле 1942 года в село ворвались немцы: убивали, грабили местных жителей, сгоняли в концлагеря.
- Мама рассказывала, что с собой успела взять какие-то документы и немного хлеба, — вспоминает Семён Пантелеевич. — Повели нас под конвоем на станцию Землянскую, оттуда — на станцию Курбатово. А потом на товарняке повезли в Курскую область, где находился концлагерь. Страшно было всем — и матерям, и детям, потому что никто не знал, что нас ожидает впереди.
Жили в бараках, огороженных тремя рядами колючей проволоки. Пол был застелен соломой — на ней и спали. Питались тем, что украдкой подбрасывали жители деревни. Взрослых и детей постарше немцы гоняли на работу: чистить вагоны и грузить в них имущество, награбленное фашистами. А потом поезда отправляли в Германию.
Многие узники не дожили до дня освобождения: умерли от голода, холода, непосильной работы. Когда в январе 1943 года советские войска освободили выживших, те не верили, что долгожданная свобода наступила. Выходя из бараков, люди плакали и целовали землю.
Вокруг лагеря не было ничего живого, только сожжённые дома и подбитые танки. Один из них и стал на некоторое время «домом» для Долматовых.
Только спустя несколько месяцев семья смогла вернуться на родину. От некогда цветущего места не осталось и следа: сплошные руины да воронки. Жили в землянках, погребах, ели крапиву, лебеду — всё, что рождала израненная войной земля.
После войны подросшие дети пошли в школу. Окончив восемь классов, Семён поступил на курсы шофёров, а потом был призван в ряды Советской армии. Через 3,5 года вернулся в Воронеж, к родным. Устроился на работу водителем автобуса. Затем получил образование в средней школе милиции в г. Минске, там же познакомился со своей будущей женой, Марией Казимировной.
Нелёгкой была судьба и у Марии Казимировны. Большая семья — родители и пятеро детей — во время войны жили в одном из колхозов Гродненской области, в Белоруссии. Были вынуждены прятаться в лесу, в землянке, так как дом разбомбили немцы. Мария Казимировна вспоминает голодное детство: «Родители отдавали нам последний кусок. В землянке, где жили, было холодно. Мама натаскает соломы, на ней и спали».
Детям войны пришлось испытать многое, и забыть ужасы тех лет невозможно. Прошло уже 70 лет со Дня Победы, но каждый раз воспоминания о прошедшей кровавой войне болью отзываются в сердцах людей, её переживших.

Мария Казимировна и Семён Пантелеевич Долматовы живут в Любинском районе с 1978 года. Семён Пантелеевич долгие годы трудился в районном отделе милиции начальником следственного отдела, начальником службы участковых инспекторов. Сейчас супруги Долматовы на заслуженном отдыхе.
В апреле 2015 г. на торжественном собрании, посвящённом Дню ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, майор юстиции в отставке С.П. Долматов был награждён Благодарственным письмом Управления МВД России по Омской области.

К сведению:

О нелёгкой судьбе детей — узников концлагерей рассказывается в альманахе «Невыплаканные слёзы», который вышел в свет 2005 году. Одна из его страниц повествует о судьбе С.П. Долматова.

Цифра:

3 бывших несовершеннолетних узника концлагерей проживают в Любинском районе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

128