Меню
16+

Еженедельная газета «Маяк»

16.10.2015 08:03 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 15.10.2015 г.

Любино-Малоросской школе - 150 лет

Глава 2. Поиски.                                       

В начале 20-х годов 20 века в Омском уезде школ первой ступени: 2-леток — 12, 3-леток — 149. Школ второй ступени нет. Имеются школы повышенного типа: пятилеток — 13, шестилеток — 5, семилеток — 4. Школы-коммуны включаются в семилетки. Всего в Омском уезде 241 школа, в том числе немецких — 15, эстонских — 1, латышских — 1, киргизских — 8, татарских — 1.

28 июня 1923 г. в омское управление народного образования (ОМУНО) поступает заявление от Н.И. Заливина. «Имею сведения о том, что в селе Любино Любинской волости Омского уезда воскрешается 7-летняя школа (пусть хоть и 5-летняя) в помещении бывшего волисполкома. Я бы просил назначить меня в Любинскую школу заведующим, а жену — учительницей, остальных же учащих — с моего согласия».

Сам Николай Иванович Заливин уроженец с. Китайлы и житель Любинской волости Тюкалинского уезда Омской губернии, русский, учитель, грамотный, образование — учительская семинария, имеет 12 разряд. На начало работы в Любино-Малоросской школе у Заливина 12 лет стажа, а у его жены Сары Васильевны — 11 лет.

По решению общего собрания граждан Малоросско-Старожильского сельского совета 31 августа 1924 г. «здание бывшего Любинского волисполкома приспособить под школу, укрепить за собой здание ВИК».

«После революции школа постепенно становится центром воспитательной работы на селе. Как предмет Закон Божий убрали, ведется борьба с религиозными предрассудками в форме разъяснения естественных законов природных и общественных явлений, в форме сравнения религии христианской с древними религиями. Ребята идут домой и стараются всякое явление объяснить, что оно совершается без участия сил небесных. За что родители называют их и тех, кто их учит, дураками. Часть населения относится к советской школе безразлично, часть враждебно — говорят о совращении детей с пути истинного. Взаимоотношения учащихся с учителями очень простые, совместное обучение в наших школах не новость.

Из учителей двое состоят членами сельсовета, один из них — член РИКа, все члены профсоюза, один — филиала кассы взаимопомощи, один — председатель месткома. Все учителя принимают активное участие во всех революционных праздниках», — читаем в отчете Н.И. Заливина.

По отчетам 1926 года на территории нынешнего с. Любино-Малороссы находилось три здания школы: Старо-Любинская  (в с. Старожилы, заведующий Н.И. Заливин), Любино-Москальская — учитель Швыркина, Малоросская начальная — заведующая Королева. 

В последующие годы школы испытывают большие трудности с отоплением. На заседаниях сельсовета Н.И. Заливиным поднимаются вопросы об отоплении школ, о недостатке учебников, о работе избы-читальни.

В 1931 г. Малоросская школа помогает в обмолоте зерна колхозу «Труд бедняка». В школе имеется ученический комитет. Пропагандируется интернационализм, коллективизм, антирелигиозное воспитание. Детей школьного возраста в Малороссах 242, а охвачено школой при наличии пяти учителей — 206.

В 30-е годы в школах района происходят большие изменения. Инспектор ОНО  М.Д. Королев на заседании РИКа докладывает: «несвоевременно  приступили к занятиям, недостаточный подбор школьных работников, недопустимо обучение детей кулаков». 

19 апреля 1930 года на заседании Любинского РИКа  принимается решение: «добавить в Старо-Любинскую ШКМ с 15 мая 1930 г. одного работающего агронома, то есть сделать школу полнокомплектной для проведения непрерывного учебного года в нынешнем производственном году. Утверждение стипендий в школе — список утвердить в сумме 227 руб. 50 коп.». В эти годы впервые идет речь о всеобщем начальном обучении.

Заведующий Старо-Любинской школы А.В. Прошагин 3 августа 1930 г. на заседании президиума РИКа просит о расширении школы и помощи со стороны ОКРОНО в размере 2000 рублей. Остальные деньги он обязуется собрать с населения, если ему такое позволят.

Вопрос о народном образовании поднимается на разных уровнях. Интерес вызывает такой документ, как протокол совещания председателей сельсоветов и секретарей. Присутствуют 26 председателей и 16 секретарей. По первому вопросу докладчик — инспектор ОНО по соцвоспитанию М.Д. Королев: «Сельсоветам немедленно провести учет неграмотного населения и малограмотного в возрасте 15-50 лет, детей школьного, дошкольного возраста, детей-переростков.

В трехдневный срок урегулировать вопрос об удовлетворении просвещенцев квартирами, хлебопродуктами. Закрепить ликвидаторов неграмотности на полный учебный год, создав для них все условия, как то: квартиры, зарплата, снабжение. Через комитеты содействия учесть детей бедноты, нуждающихся в снабжении хлебопродуктами, снабдить последних из фондов кресткомов, школьных десятин и десятин ОДН. Организовать на селе сбор старой обуви, одежды и организовать общественную починку. Учесть весь актив, способный к педагогической работе и срочно направить в РАЙСОВНАРПРОС для посылки на курсы».

На заседаниях РИК выносится вопрос и об учительской заработной плате. Заведующий начальной школой получает 85 руб., второй учитель — 68 руб. Зарплата заведующего ШКМ (а их в районе 4) —  125 руб., преподаватели — 100, агроном — 130, стипендия беднякам-учащимся по 10 руб., ликвидаторам неграмотности — 68 руб. в месяц.

В 1930 году школа крестьянской молодежи принимает активное участие в организации ТООЗа (товарищество по общественной обработке земли) имени Ворошилова 1 и со всем школьным хозяйством (15 десятин земли — школьный надел, конюшня, амбар) всем составом вступают в колхоз: Прошагин А.В. — 37 лет, беспартийный, семья 4 души; Попов В.Н.- 22 года, член ВЛКСМ, семья — 2 души; Заливин Ф.Т. — 17 лет, член ВЛКСМ, семья — 1 человек; Новоселов М.Е. — 50 лет, б/п., семья — 3 души; Торгованов В.Г. — 21 год, член ВЛКСМ, семья — 1 человек; Камбаров  А.В. — 18 лет, беспартийный, семья — 1 человек; Цветков А.М. — 20 лет, член ВЛКСМ, семья — 1 человек.

В 30-е годы школа пополняется новыми учителями: Охлопков Л.Г. — учитель начальных классов, Артамонова А.М., Нарядчикова А.И. — учитель начальных классов, Савченко П.А., Савченко Н.П, Зозуля П.И. — учитель математики, Зозуля Д.И. — учитель русского языка и литературы и другие. Некоторые из них окончили учительский  институт или педагогическое  училище. Братья Зозуля учатся заочно в Омском пединституте. Они были знатоками своего предмета. Демьян Ильич очень любил поэзию, всегда носил с собой томик стихов Пушкина. Петр Ильич был влюблен в математику. О нем вспоминают, как о сильнейшем учителе в районе. Всегда следовал твердому правилу — решать математические задачи ежедневно. Иногда увлекался настолько, что просиживал до самого утра. Играл на гитаре, красиво пел и танцевал. Как и его брат, Демьян Ильич пользовался большим авторитетом среди детей и учителей.

Учителя проводят много времени вместе, после уроков занимаются художественной самодеятельностью, читают интересную литературу, выезжают на отдых на старицу Иртыша. Директор школы Елагин Борис Иванович сам смастерил парус для обычной лодки и в выходные дни проводили испытания с учителями на речке. Под руководством учительницы Лидии Григорьевны Клузберг работал струнный оркестр, в состав которого входили и ученики. В селе к учителю особое уважение, ему верят, он пользуются большим авторитетом, потому что он находится в центре всех событий.

В 1941 году один за другим уходят учителя на фронт. Были они радистами, пулеметчиками, водителями, командирами. Они достойно вынесли все трудности военной жизни.

Нарядчикова Анна Ивановна служила на Дальнем Востоке  в эвакогоспитале №308 Первой Краснознаменной Армии, в звании старшины.

Богомазов Николай Ефимович на фронтах Великой Отечественной сражается до ее окончания, участник парада Победы в июне 1945 года в Москве.

Кузнецова Таисия Ивановна, пройдя курсы телеграфисток в Саратове, вместе с другими девушками-солдатками служила в Москве, Киеве, закончила войну в Дрездене.

Береза Сергей Прохорович воевал на Юго-Западном фронте заместителем политрука роты, на 1-ом Украинском — командиром минометного взвода. Закончил войну в звании лейтенанта в Чехословакии.

Охлопков  Леонид Георгиевич прошел войну от первого до последнего дня.

На полях сражений остались молодые учителя. В первые месяцы войны под Невелем погиб Петр Ильич Зозуля. Демьян Ильич Зозуля пропал без вести.

Елагин Борис Иванович — рядовой, телефонист, пропал без вести в марте 1942 года.

В это время в Малоросской школе трудятся учителя из блокадного Ленинграда, сосланные  калмыки.

После войны вернулись в школу учителя Нарядчикова А.И., Кузнецова Т.И., Охлопков Л.Г.,  Падалица М.Е., Береза С.П., и бывшие ученики, выбрав профессию учителя, стали работать в родной школе: Палецкий Л.Е., Яковенко Г.П., Мельницын Ф.И.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

191