Меню
16+

Еженедельная газета «Маяк»

01.10.2015 09:41 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 01.10.2015 г.

Начнём с малого, чтобы достичь великого

Автор: Оксана Сподаренко.

«Мы должны сделать так, чтобы ученики шли с удовольствием в школу, на наши уроки», — считает преподаватель русского языка и литературы Красноярской СОШ Галина Дмитриевна Смирнова. 

В этом году исполнилось 25 лет с тех пор, как преподаватель русского языка и литературы Галина Дмитриевна Смирнова пришла работать в Красноярскую СОШ, и ей, как никому другому, хорошо известны проблемы современной школы, что называется, изнутри. Личный взгляд педагога на изменения в образовании и стал темой нашей встречи.

 

 

- В школах начался учебный год. Что нового, на Ваш взгляд, он принесёт ученикам и учителям?

- Думаю, что начавшийся учебный год принесёт много сложностей и ученикам, и учителям, кропотливая и упорная работа ждёт всех. Конечно, это связано с подготовкой к экзаменам в 9 и 11 классах. Наша задача в том, чтобы дети хорошо подготовились и не боялись сдавать экзамены.

- В последние годы требования к уровню образования изменились. Что нужно делать, чтобы ученики соответствовали этим требованиям? Какими должны быть современные школьники?

- От ребят сейчас требуется серьёзное отношение к процессу обучения, а это не только уроки в школе, но и индивидуальная подготовка. Педагог должен научить детей учиться самостоятельно, но с желанием. Кроме основных занятий, в нашей школе, как и в других образовательных учреждениях, проводятся элективы, профильные занятия, посещение которых обязательно. Ведь именно там ведётся подготовка к экзаменам.

Нагрузка колоссальная, день расписан буквально по минутам. Старшеклассники стараются всё успевать, хотя видно, как им тяжело. При этом хочется ещё какие-то спортивные секции посещать, музыкальную, художественную школу, пообщаться с друзьями. Большая часть ребят, конечно, осознают, что экзамены — дело нелёгкое, и готовятся к этому.

- В одном из последних интервью вице-премьер Ольга Голодец сказала, что дети не владеют русским устным языком, и надо «перекомпоновать нашу программу». Как преподаватель русского языка и литературы, согласны ли Вы, что при изучении русского языка необходимо уделять больше внимания развитию русского устного языка? Что нужно делать, чтобы научить школьника говорить?

- Однозначно сказать, что дети не владеют русским устным языком, думаю, нельзя. Да, проблема действительно есть. Основная причина, на мой взгляд, в том, что дети мало читают, поэтому речь не у всех достаточно развита. В прошлом году в 11 классе как допуск к ЕГЭ было введено сочинение, от которого наше образование отошло последние годы. Система тестирования предполагает некую шаблонность, выполнение работы по образцу. Сочинение — это, прежде всего, умение выражать свои мысли письменно. Сейчас по программе в 10 и 11 классах два часа на изучение русского языка плюс один — электив, а мы сдаём ЕГЭ. Это очень мало. Надо пересмотреть программу по русскому языку.

Вопрос также в том, что все дети разные: кто-то стесняется и поэтому не может выразить свои мысли вслух, кто-то может написать сочинение и изложить их на бумаге, кто-то нет. К сожалению, в речи наших школьников очень много разговорной лексики. Причина та же — мало читаем.

В этом году в нашей школе начат проект «Наедине с книгой» — чтение абсолютно любых книг по 10-15 минут, причём, не электронных, а обычных бумажных. Ещё рано говорить о каких-то результатах, но я считаю, что это хорошее начало. За 15 минут ребёнок почерпнёт какую-то информацию, оценит понравившуюся мысль. А может, он так заинтересуется книгой, что ему захочется прочесть её до конца.

- В 2015 году впервые после долгого перерыва школьники писали сочинение. Какие трудности возникали у ребят?

- Трудностей было много. В прошлом году я входила в состав комиссии по проверке сочинений. Конечно, хороших сочинений было не так много. Большая часть ребят сбивалась на пересказ текстов. Думаю, что при подготовке к сочинению надо возвращаться к методике обучения сочинениям, как мы это делали раньше на протяжении многих лет. Давать возможность детям больше говорить на уроках литературы, высказываться по различным проблемам. Учитель слышит, как ребёнок говорит, что он говорит, направляет его — это и есть подготовка к сочинению.

- Уже известны пять направлений тем, по которым выпускники 2016 года будут писать сочинение («Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы в России»). Направления очень широкие, а темы будут известны только ко времени сдачи экзамена. Какие советы Вы можете дать одиннадцатиклассникам?

- Предложенные направления мне показались очень общими, в них нет конкретики. Подготовиться по всем темам, наверное, невозможно. Как вариант, одиннадцатиклассник сам должен определить, какое направление ему ближе, какие произведения он читал, и все силы направить на какое-то одно направление.

- Написание сочинения предполагает выражение своих собственных, зачастую неординарных, мыслей. А для этого нужно много читать. Что читают школьники — Ваши ученики? Какие жанры, авторы, темы им интересны?

- Современные ученики читают детективы, романы для подростков. Отрадно, что есть ребята, увлекающиеся зарубежной литературой. К сожалению, классических авторов в круге их чтения очень мало. Начнём с малого, чтобы достичь великого.

- Нужны ли домашние задания по русскому языку и литературе?

- Домашние задания нужны. Программы по предметам так рассчитаны, что закреплять знания, полученные в школе, ребёнок должен ещё и дома. Всё успеть на уроке невозможно, объём очень большой, поэтому и нужны задания на дом. Как по литературе, например, не читать? Основное чтение — это домашнее.

- На учителе лежит огромная ответственность, по сути, он формирует взгляды и мировоззрение молодого поколения. Каким критериям должен соответствовать современный педагог?

- Педагог должен любить детей. Во-вторых, обладать широким кругозором, быть грамотным, высокопрофессиональным специалистом. Современный учитель — это не профессия, это образ жизни. Мы должны сделать так, чтобы ученики шли с удовольствием в школу, на наши уроки. Учитель не только учит детей, но и создает условия для развития творческих способностей.

- Что считаете главным в отношениях учителя и ученика?

- Наверное, взаимопонимание. Оно появляется не сразу, а приходит с годами. Сейчас отношение к детям у меня более материнское, чем после окончания вуза. Первый набор был для меня самым сложным: я училась вместе с моими пятиклашками, набиралась опыта. Со мной работали учителя-стажисты, одна из них — математик Раиса Яковлевна Наумова взяла меня под своё крыло. Я ей очень благодарна за то, что она научила меня работать с детьми, с родителями. А сейчас я смотрю на своих учеников, как на своих собственных детей, и кажется, лучше понимаю их проблемы. Может, не всегда им нравится моя точка зрения, иногда спорим, но всегда находим точки соприкосновения.

- Спасибо за интервью, и примите поздравления с Днём Учителя и пожелания добра и удачи на творческом пути.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

151